ОМСКИЙ ИНСТИТУТ ПАРАПСИХОЛОГИИ
База Знаний Исследования О Нас

База знаний > Сновидения


Введение

Главная

Предлагаемая вам страница посвящена толкованию сновидений

Здесь мы расскажем о том, какие бывают сновидения и какие методы толкования сновидений разработаны нами.
Познакомившись с нашими материалами, вы, возможно, сможете составить свой метод толкования. Для этого у вас есть возможность не только ознакомиться с представленными материалами, но и прислать свои сновидения для толкования и тем самым познакомиться с нашими методами более подробно.
Сразу бы хотелось предложить: если вы решили прислать нам свои сновидения для толкования, то попробуйте их потолковать самостоятельно или хотя бы порассуждать о том, что могли бы значить отдельные символы сновидения и прислать это вместе с вашим сном.

Чтобы составить свой метод толкования (а у каждого человека он без сомнения будет свой) нужно очень хорошо понять, что такое наши сны. Составить некую теорию, позволяющую более менее точно объяснять, то что мы видим во сне, или хотя бы выделить основные принципы, которыми руководствуется бессознательное в наших снах.

Для начала рассмотрим какие же бывают сны.
С позиции объяснения их содержимого (толкования) их можно классифицировать следующим образом:
Вещие сны - сны, рассказывающие о будущих событиях и выявляющие те, которые уже случились, но нам сознательно ещё неизвестны.
Сны со значительным участием сознания - это могут быть ясные сны, сны в просоночном состоянии, осознанные сновидения.
Обычные сны. Эти сны могут быть разной глубины, представленности бессознательных фигур, разной яркости, эмоциональной насыщенности и пр. Это те сны, которые мы видим чаще всего.
Легко увидеть, что толковать эти сны нужно по разному, разными методами. Но прежде чем к ним применить правильный метод, необходимо распознать, к какому классу они относятся. Для этого нужно выявить доминирующую направленность в бессознательном у сновидящего в данный момент. Но это отдельный разговор.
Ещё следует отметить, что несмотря на всю разность снов описанных классов у них у всех есть общий элемент для толкования - это символ. Даже вещие сны, очень часто не могут быть прочитаны прямо, а требуют толкования некоторых эпизодов. Какие-то явления и их взаимосвязь в этих снах могут представать в символическом виде.
Поэтому во многом искусство толкования сводится к искусству выявления и прочитывания символов сновидений.
Разница в толковании появляется, во многом, не на этапе толкования отдельных символов, а при прочитывании их цепочки, связи между чередой символов сна. То есть на стадии выявления сюжетов, сценариев, когда нужно определить смысловую нагрузку всего сна.
Учиться толкованию, нарабатыванию своего метода, лучше всего с обычных сновидений. Тем более, что они более часты и более доступны. Такой выбор определяется ещё и тем, что вещие сны и сны с участием сознания являются более сложными для толкования, так как в них помимо активности бессознательного представлены ещё и сознательные структуры.

Итак, начнём с обычных снов.
Хочу предложить для иллюстрации несколько снов с примерами их толкования.
Пример№1:
Небольшой пятачок земли, который обступил скалы. Есть проход на открытое пространство, слева от него, на этот пятачок, падает водопад, небольшой ручеёк. Под водопадом лежит огромная слониха, у неё сильно раздувшийся живот, она собирается рожать. Она сильно и громко стонет, на выдохе.
Я смотрю со стороны прохода и вижу как в момент стона-выдоха, видную мне часть этой площадки перерезает огненный протуберанец, языки пламени закручиваются и вместе со струёй огня ударяются в скалы. Так продолжается некоторое время.
Внезапно водопад усиливается, это уже не подающий ручеёк, а целая речка. Водопад грозит утопить слониху. Неожиданно с того места где я стою, слышится женский голос: "Неужели она решит умереть? Неужели не встанет?" - голос полон сочувствия. Я устремляюсь со всем вниманием туда где она лежит, что же будет? Решит ли она умереть, чтобы прервать свои мучения или дотерпит до конца. Медленно, очень медленно она поднимается и идёт к проходу, из этого места. Она сделала правильный выбор.

Толкование
Диковинное животное - смесь слонихи и дракона, собирается родить. Роды проходят тяжело и мучительно. Очевидно, родить она должна новую жизнь, новое качество меня. Роды тяжелы и мучительны и она уже почти готова отказаться, как это всегда бывает со мной, но нет, она выбирает дать новую жизнь, это значимая победа для меня.
Интересна игра стихий, падающая вода на слониху и порождение её огня. В этом таинстве принимают участие стихии, значение и смысл их участия пока остаётся для меня туманными. Усиление воды приводит к опасности для слонихи.
Другим интересным и важным моментом является появление в момент наибольшей опасности женского голоса. Появляется Анима, причём из той точки где нахожусь Я, то есть из меня. Её вмешательство - это прежде всего выражение тех чувств, которые возникли где-то внутри меня, и не нашли свой выход лишь в Аниме, и второе - это предположение ничем не обоснованное, но всё же мне кажется, эта жизнь, которая должна появиться, эта жизнь Анимы, её тело и воплощение. Поэтому происходящее столь важно для Анимы. Это большой, но не последний выбор в сторону Анимы.

Пример№2:
Я вхожу в подъезд здания и рассматриваю систему защиты, панель кодового замка на подъезде, и кодовый замок на лифт. Я решаю поехать в лифте. Для этого, как я знаю, нужно нажать кнопку L (лифт) на кодовой панели и следом номер этажа. Я нажимаю L4. Лифт открывается, я уже вместе с женой входим в лифт. Внутри к удивлению больше нет никаких кнопок. Лифт начинает движение. Я не знаю на какой этаж он нас поднимет, так как рассчитывал определить этаж в самом лифте. Я предполагаю, что мы поедем на четвёртый этаж. Лифт долго поднимается и, наконец, останавливается. Я выхожу, а моя жена решает ехать (по-моему, вниз), но лифт начинает движение вверх, я думаю, что на восьмой этаж (4 + 4 = 8). При движении его, почему-то начинает сильно трясти, он стукается об стенки шахты. Я и ещё люди, которые были на этаже, где я вышел, наблюдаем за этим. У меня возникает ощущение, что лифт может упасть. Вдруг лифт врезается в потолок, так как если бы дальше не было пути и затем падает, оборвавшись, вниз, на ту площадку, где стоял я с людьми. При падении он наполовину проваливается вниз и я понимаю, что он может упасть ещё ниже, тогда я бросаюсь к нему, ложусь на живот чтобы не провалиться вместе с растрескавшимся бетоном и лифтом, снимаю верхнюю крышку лифта и вытаскиваю большую тёмную сумку, в которой моя жена: она забралась туда во время падения лифта. Теперь она спасена.
Толкование
Защита, блокирование во время опасности, также происходящее в здании, это тоже повторяющийся мотив, очевидно символизирующий защитную систему или реакцию личности, используемую при опасности. По сюжету сна я не смог окончательно разобраться в защитной системе, в результате чего лифт стал неуправляемым, и Анима чуть не пострадала. Этим, похоже, обозначается несовершенство и неадекватность моей защитной реакции. В одном случае люди были заблокированы, хотя, как выяснилось, опасности не существовало, в этом случае защита приводит к внутренним сбоям. Вообще система защиты в этом виде (кодовая панель) пересекается с мотивом проверки документов, лишь знающий код может попасть внутрь. Система документов - это более социальный аспект.
Система защиты распространяется как это не странно и на лифт. Лифт в данном случае средство движения вверх и если здание это моя личность (дом личности), то очевидно средство продвижения к верхним уровням сознания, снизу из подъезда, в который может ворваться нечто страшное и иррациональное, вверх.
Я выбираю четвёртый этаж, судя по сюжету он последний, у него огромный свод и высокий потолок, но выше движение невозможно, - там дальше потолок, об который и разбивается лифт. Это интересный момент - лифт, а в нём Анима, в результате неполадки хочет подняться выше чем позволяет здание, как результат падение. Причём Анима хотела спуститься вниз, а лифт пошёл вверх. Здесь заложено какое-то противоречие, точнее протест, причём действие протеста сверх всякой меры: можно было удержать лифт на месте, а он пошёл вверх.
Здесь я упускаю важный момент, на этом четвёртом этаже меня ждали, и, по-моему, даже встречали, и я пошёл навстречу этим людям, но тут случилась неполадка с лифтом.
В результате катастрофы я вытаскиваю Аниму из лифта на свой четвёртый этаж и не даю ей упасть вниз вместе с лифтом в образовавшийся разлом. Это очередной подвиг для Героя. При этом происходит интересное превращение: Анима находится в сумке и при этом даже выглядит уменьшившейся. Во сне я объясняю это стремлением уберечься от удара, но, скорее всего, это действие имеет иное значение. Во-первых, Анима не хотела оставаться на этом этаже и в сумку: она прячется скорее всего от этого этажа или людей на нём. Во-вторых, Анима уменьшается, что говорит об уменьшении её роли и значения.
Что же означает этот четвёртый этаж? Первое он последний в здании. Если здание - это символическое отражение личности, то последний этаж… вообще последний этаж любого здания для меня воспринимается как близкий к чердаку, если он есть или (основное) близкий к небу. Он самый верхний. Там всегда тише и спокойней чем внизу. Он далеко от земли! Анима близка к земле, может быть поэтому она хотела вниз. Здесь наверху из-за дальности от земли она ослаблена, уменьшена её роль и влияние. Это рациональная часть меня всегда стремится вверх - Эксперт и Герой. Может быть, движение на лифте вверх - это слишком быстрый процесс, нужно подняться по ступеням, пройти одну за одной, и тогда Анима будет готова прийти туда в силе. На такое прочтение сна нет прямых указаний, это как догадка, которая со временем опровергнется или подтвердится.
Нужно также отметить, что это второй сон где Анима подвергается опасности, оказываясь внутри конфликта. Если в предыдущих снах ей так или иначе угрожали какие-то чудовища, то теперь опасность другого рода. Теперь она оказывается в центре конфликта. Но один общий момент всё же остаётся, - это механистичность опасности. Металлическое чудовище, оказавшееся материнским инстинктом, лезвие конька, лифт. Тема "жёсткого металла" чётко ассоциируется со Зверем, и это то, что способно меня всерьёз напугать, то, что ассоциируется со смертельной опасностью. Кстати, я не люблю лифты, мне кажется, что они очень часто ломаются и можно остаться запертым в нём, лишиться свободы. Вот, - лишиться свободы! Анима уменьшается в лифте, что читается как ограничение её влияния и свободы. Таким образом, она попадает под действие какой-то структуры стремящейся уменьшить её роль и влияние.
Что это может быть? По сну против Анимы срабатывает защитная система, значит она или через неё представляется какая-то опасность. Второе, мужское стремление вверх ни считаясь с реалиями - отрыв от Земли, то есть возобладание мужской части личности. Плюс какая-то протестная реакция на Её желание идти вниз.
Пример№3:
Передо мной большой пирог. Я делю его на части и раздаю людям вокруг меня. Причём каждая часть пирога это не просто пирог, это ещё и надел и право владения. Я раздал всем кто был рядом, пирог кончился. Вдруг подходят ещё несколько человек за своей долей, но пирог уже кончился. Похоже, что я не посчитал их.
Толкование
Распределение долей пирога, который на самом деле и не пирог вовсе, а некий надел и право им пользоваться, являет собой, скорее всего, распределение приоритетов и внимания личности среди существующих в личности структур. В чём-то это сравнимо с распределением вотчин, с правом владения ими.
Итак, я распределяю внутреннее пространство между имеющимися структурами, но упускаю нескольких, им ничего не достаётся. Это говорит о том, что не все структуры в равных правах и внимание распределено неодинаково. Значит, имеется какая-то позиция, линия - однобокость. Обделенные структуры, очевидно, составляют оппозицию сознанию.
Таким образом, сон указывает именно на то, что имеются некие приоритеты, делающие ущерб мне.

Можно заметить, что это не совсем обычные сны. Всё дело в том, что наши сны очень чутко реагируют на наше отношение к ним. В данном случае отношение к снам было сформировано процессом толкования. То есть чем больше мы толкуем наши сны, чем более толкование является творческим и исследовательским процессом, тем сильнее реагируют на это сны и тем сильнее меняется их содержимое, насыщенность, живость, энергичность и пр.
Таким образом, метод толкования - это не просто способ узнать о содержимом сна, это некая форма диалога со своим бессознательным. При желании в своём методе толкования вы сможете усилить эту диалогичность. Развивая диалогичность вы можете выйти на вещие сны, сны с участием сознания и задействовать другие формы контакта с бессознательным.

Продолжение следует…

Форум по работе со снами
Учебный курс
Главная Наверх
Сайт управляется системой uCoz